11.04.2025
Китай запасается металлами

По итогам первых двух месяцев этого года Китай увеличил импорт ряда цветных металлов из РФ: закупки никеля, меди и изделий из них выросли в разы, алюминия — почти на 30%. Аналитики указывают на стремление КНР пополнить запасы основных промышленных металлов на фоне усиления геополитической напряженности.
Китай резко увеличил закупки ряда цветных металлов из России по итогам января—февраля 2025 года, следует из таможенных данных КНР. Так, поставки меди и изделий из нее год к году выросли почти в 1,5 раза, до $711,77 млн, никеля — в 2,8 раза, до $233,38 млн, алюминия — на 29,5%, до $895,95 млн. Исходя из текущих котировок на Лондонской бирже металлов (LME) объемы поставок можно оценить примерно в 72 тыс. тонн, 14,5 тыс. тонн и 340 тыс. тонн соответственно.
Импорт палладия из России в Китай за этот период снизился в 2,4 раза, до $66 млн, платины — почти в три раза, до $80,3 млн. По текущим ценам LBMA, которые приводит портал InvestFunds, это соответствует 68,9 тыс. унций и около 82,3 тыс. унций.
По итогам 2024 года, сообщал РБК, РФ сократила поставки металлов платиновой группы в Китай на 52,1% год к году, до $900,2 млн. Поставки меди снизились на 6,4%, до $3,01 млрд. Экспорт никеля увеличился в натуральном выражении на 28%, до 67,6 тыс. тонн, но сократился в денежном выражении на 7%, до $1 млрд. Поставки первичного алюминия увеличились на 25%, до $3,54 млрд (1,22 млн тонн).
Главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина Борис Копейкин напоминает, что о планах Китая увеличить стратегические запасы основных промышленных металлов в период усиления геополитической напряженности сообщали источники Bloomberg. Активизация поставок меди в начале этого года может быть связана и с ростом мировых цен на фоне ожиданий роста потребления в Китае и перенаправления части поставок в США до введения повышенных пошлин, добавляет он. Так, трехмесячный фьючерс на медь на LME с начала года по 21 марта подорожал на 12,4%, до $9,8 тыс. за тонну.
Главный аналитик центра инвестиционной аналитики «Росгосстрах Жизнь» Михаил Шульгин поясняет, что рынком до сих пор обыгрывается февральское поручение президента США Дональда Трампа Минторгу США расследовать ситуацию с импортом меди, что может стать предпосылкой введения пошлин. При этом, добавляет он, в Китае сезон промышленной активности, а крупнейшие медеплавильные предприятия страны начали техобслуживание, поскольку их рентабельность проседает из-за дефицита медного концентрата. Сокращение производства в КНР, где избыток медеплавильных мощностей — если не фактор для роста, то фактор поддержки ценовой конъюнктуры, говорит аналитик.
«И поставки из России в Китай по итогам года, вероятно, удастся нарастить на фоне растущего спроса в промышленности, высокой загрузки внутренних мощностей и вероятных сложностей с производством гидроэлектроэнергии в Китае в летний период из-за возможного недостатка осадков, как это уже бывало в предыдущие годы»,— говорит он. «Русал», крупнейший производитель алюминия вне Китая, отмечал в отчетности, что мощности по производству алюминия в КНР достигли потолка в 45 млн тонн и дальнейший рост будет ограниченным. А спрос на металл автопрома — основного потребителя алюминия — в 2024 году продолжил расти на фоне дальнейшего распространения электромобилей, и значительная часть роста этого рынка приходится на Китай, сообщала компания.
Главный стратег УК «Вектор Капитал» Максим Худалов говорит, что рынок платиноидов может поддержать явный возврат интереса к производству автомобилей с ДВС, но о том, чтобы кто-то начал увеличивать производство автомобилей с ДВС, информации нет. «Норникель» — крупнейший в мире производитель палладия — в отчете также указывал на негативное влияние ситуации на рынке автомобилей с ДВС для спроса на палладий. Но, указывали в компании, эффект может быть компенсирован более активным внедрением гибридов, замещением платины палладием в автомобильных катализаторах, а также ростом использования металла в электронике и химическом секторе.
Газета «Коммерсантъ»: Анатолий Костырев, Полина Трифонова.