Титан Металл

МЕТАЛЛОПРОКАТ И МЕТИЗЫ
Меню — — —
01.09.2023

Автолом: ломозаготовка и утилизация автомобилей

Автолом: ломозаготовка и утилизация автомобилей

Автомобильный парк — важный источник лома черных и цветных металлов. В 2022 году, по данным Росстата, в России насчитывалось 58 млн автомобилей. За этот же период объем автолома составил 878 тысяч тонн черных и 71,3 тысячи тонн цветных металлов. Vtorion рассмотрит, как будет развиваться заготовка автолома в обозримом будущем.

Автомобилестроение является одним из основных потребителей металла. В первом полугодии 2023 года, по данным ПАО «Северсталь», потребление стали в России составило 23,19 млн тонн. Из них на машиностроение, включая производство автомобилей, пришлось 2,36 млн тонн.

Автомобильный парк в нашей стране бурно растет. В 2019–2022 годах, согласно данным Росстата, он увеличился с 55,7 млн до 58 млн единиц. Производство автомобилей оказывает серьезное влияние не только на потребление стали, но и на переработку вторичных ресурсов.

Растущий автомобильный парк — крупный источник лома черных и цветных металлов. В качестве примера можно привести сравнительные данные. В Евросоюзе в 2020 году, по оценкам Европейской ассоциации автопроизводителей, парк легковых автомобилей составил 246,3 млн единиц. При этом в том же году, по данным Евростата, в ЕС было утилизировано 5,6 млн легковых автомобилей, или 2,2% всего парка, общим весом 6,2 млн тонн, с глубиной переработки 94,6%. 

Автомобильный лом по ГОСТ 2787-2019 относится к категориям: 

  • 5А — кусковой лом;
  • 12А — кусковой лом; легковесный лом.

Однако при переработке автолома возникает проблема отделения стали и чугуна от других материалов.

Наибольшей проблемой является отделение цветных металлов от черных. Большая часть деталей из алюминия и меди демонтируется при разборке автомобиля. Однако трудноизвлекаемые детали и покрытие из цветных металлов, таких как цинк, олово, никель, загрязняют автолом и затрудняют его переработку.

Для решения этой проблемы в Германии, США и других странах с развитым процессом утилизации переработка старых автомобилей реализуется в несколько стадий.

Первая стадия — демонтаж годных к использованию деталей.

Вторая — механизированное дробление в шредере. В дробленом ломе содержится 4,6% цветных металлов, в том числе 2% алюминия, 1% меди, 1% свинца и 0,5% цинка.

Третья — сепарация различными методами дробленого лома с отделением цветных металлов, стекла, пластика, резины.

Нередко дробление и сепарация объединяются в технологические линии. Эта технология позволяет снизить долю примесей в автоломе до допустимого уровня.

Сколько автомобилей отправляют на металлолом в России

В России нет единой статистики вышедших из эксплуатации транспортных средств, публикуются только разрозненные данные. Например, в Москве «Вторалюминпродукт» в январе – сентябре 2022 года утилизировал более 2,5 тысяч легковых и свыше 800 грузовых автомобилей и автобусов. При этом в 2022 году в Москве, по данным ГИБДД, было зарегистрировано 4,13 млн легковых автомобилей. Так что данные о сдаче на утилизацию не выражают общего количества автотранспорта, годного на лом.

Нужно подсчитать автомобили, которые исчезают.

На основе данных Росстата о количестве и производстве, а также данных Федеральной таможенной службы об экспорте и импорте автомобилей можно составить баланс по легковому и грузовому автотранспорту с расчетами поступления нового автотранспорта и выведением из эксплуатации старого.

Чтобы найти исчезнувшие автомобили, сравним, сколько новых было произведено и импортировано. Из этого количества вычтем прирост зарегистрированных машин к предшествующему году. Если бы они не выводились из эксплуатации, то прирост зарегистрированных автомобилей совпадал бы с числом поступлений. Поэтому разница между количеством новых и зарегистрированных автомобилей - транспортные средства, которые вывели из эксплуатации.

По данным Национального агентства промышленной информации, легковых автомобилей возрастом старше 20 лет у частных владельцев насчитывается 13,1 млн штук (27,7% парка), от 16 до 20 лет — 8,7 млн штук (18,4% парка). В российском парке 46,1% легковых автомобилей, или 21,1 млн штук, служат более 15 лет. Среди грузовиков доля транспорта возрастом более 15 лет еще выше — 63,3%, или 4,2 млн штук. Всего старых автомобилей 25,3 млн штук.

В 2022 году, после введения санкций, резко сокративших производство и импорт автомобилей, было выведено из эксплуатации 575 тысяч автомобилей. Это на 30,8% меньше, чем в 2019 году.

Прослеживается тенденция роста перепродаж подержанных автомобилей. По данным аналитического агентства «Автостат Инфо», в июле 2023 года перепродано 502 тысячи автомобилей, что на 42,2% больше показателя июля 2022 года.

Сколько лома в старых автомобилях

В 2019–2022 годах в среднем выводилось из эксплуатации 574 тысячи легковых и 130 тысяч грузовых автомобилей. Определим вес лома, который можно получить при их утилизации.

По данным «Автостат Инфо», в России на отечественные марки приходится 35,2% парка легковых автомобилей, на иномарки — 64,8%.

Самые распространенные российские автомобили — LADA. Их количество оценивается в 12,7 млн штук, в том числе:

  • ВАЗ-2107 — 1,42 млн;
  • ВАЗ-2109 — 1,16 млн;
  • ВАЗ-2106 — 1,11 млн.

Наиболее распространенные иномарки:

  • Toyota — 3,58 млн штук;
  • KIA — 2,5 млн штук;
  • Hyundai — 2,23 млн штук;
  • Renault — 2,16 млн штук.

Эти марки составляют 53% российского автопарка.

Самые распространенные отечественные марки грузовых автомобилей:

  • «КамАЗ» —1,04 млн единиц, или 15% парка;
  • «ГАЗ» — 822 тысячи единиц, или 13,2% парка;
  • «ЗиЛ» — 442,1 тысячи единиц, или 6,6% парка.

Вместе они составляют 34,8% грузового автопарка.

Средний вес легкового автомобиля, по данным завода СХТ, составляет около 1,1 тонны:

  • ВАЗ-2106 — 1045 кг;
  • ВАЗ-2107 — 1049 кг;
  • ВАЗ-2108 — 945 кг;
  • ВАЗ-2109 — 915 кг;
  • Toyota Corolla — от 1215 до 1435 кг;
  • KIA Picanto — от 829 до 984 кг;
  • Renault Logan — от 957 до 1165 кг.

Средний вес грузовиков, по данным завода СХТ, различается гораздо сильнее:

  • «КамАЗ» — 8 тонн;
  • «ЗиЛ» — 4,5 тонны;
  • «Газель» — 2 тонны.

Средний коэффициент веса для всех грузовых автомобилей можно принять в 4,8 тонны.

В автомобиле в среднем вес черного металла составляет около 70%. Остальное приходится на цветные металлы, стекло, полимеры, а также резину, масла и жидкости. По подсчетам, в среднем с легкового автомобиля выходит 770 кг, а с грузового — 3,36 тонны черных металлов.

В 2022 году общий вес российского парка автомобилей достиг: по легковым автомобилям 38,96 млн тонн, по грузовым автомобилям порядка 22,4 млн тонн, всего — 61,3 млн тонн стали. Выше мы подсчитали, сколько автомобилей выводится из эксплуатации, а теперь подсчитаем, сколько автолома образуется в год. Потенциальное вторсырье составляет порядка 442 тысяч тонн с легковых и 436 тысяч тонн с грузовых автомобилей. Суммарно — 878 тысяч тонн в год. Лом цветных металлов, который занимает 5% от веса автомобиля, составляет 32 тысячи тонн с легковых и 39,6 тысячи тонн с грузовых автомобилей. Суммарно — 71,3 тысячи тонн в год.

Выгодно ли сдавать старые автомобили на лом

По оценке «ЛенСпбЛом», на металлолом сдается около 1 млн автомобилей, включая и давно выведенные из эксплуатации, что дает порядка 800 тысяч тонн лома. С 2019 по 2022 годы, по нашим подсчетам, было выведено из эксплуатации 2,3 млн легковых и 0,52 млн грузовых автомобилей, всего 2,82 млн единиц, или в среднем 700 тысяч в год. Иными словами, около 30% сданных в лом авто давно пришли в негодность.

В эксплуатации еще находятся 25,3 млн автомобилей, которые могут быть утилизированы по износу в ближайшие годы. Но вряд ли можно надеяться на то, что они могут быть заменены новыми. Если в 2021 году новых автомобилей было на 58,1% больше, чем выводилось из эксплуатации старых, то в 2022 году разница сократилась до 34,4%. При этом произошло резкое падение как поступления новых, так и вывода из эксплуатации старых автомобилей. Перспективы роста производства в настоящий момент неопределенные. Это обстоятельство тормозит обновление автопарка.

С экономической точки зрения новый автомобиль недоступен значительной части россиян. В 2022 году, по данным «Ассоциации европейского бизнеса», легковой автомобиль в среднем стоил 2,2 млн рублей. При этом среднедушевые доходы, согласно статистике Росстата, составили в 2022 году — 45,2 тысячи рублей в месяц, или 542,4 тысячи рублей в год.

Покупка нового автомобиля эквивалентна среднедушевому доходу россиянина за 4 года. По этой причине многие автовладельцы предпочитают сильно подержанные и изношенные, но дешевые автомобили. К примеру, цена на подержанный ВАЗ-2106 колеблется от 30 до 125 тысяч рублей, в среднем 70–80 тысяч рублей в зависимости от состояния.

Сдача старого автомобиля компенсирует лишь небольшую часть расходов на новый. Если цена на лом 5А и 12А составляет 23,5 тысячи рублей за тонну, то ВАЗ-2106, сданный на лом и дающий 731 кг металла, будет стоить чуть более 17 тысяч рублей. Выкупная цена приемщиков лома на такой автомобиль составляет около 14 тысяч рублей, или 0,6% стоимости нового. Сдавать в переработку выгодно лишь автомобиль, не подлежащий восстановлению: сгоревший, сильно разбитый, полностью изношенный.

Выводы

Утилизация автолома — направление перспективное. В настоящее время на ходу 25,1 млн старых автомобилей, которые могут дать порядка 19,3 млн тонн лома, и некоторое количество автомобилей, давно пришедших в негодность. Ресурс автолома можно оценить примерно в 22 млн тонн. При текущих объемах переработки этого хватит более чем на четверть века.

Рост количества утилизируемых автомобилей возможен только при увеличении производства новых, но для этого нужно нарастить выпуск примерно вдвое по сравнению с уровнем 2019 года — до 3,2 млн штук. Это позволит в течение пяти лет изготовить 15 млн автомобилей и заменить 64% старого автопарка. Одновременный рост и обновление автопарка возможны лишь при производстве порядка 4–5 млн автомобилей в год.

В данный момент можно ожидать, что в ближайшие несколько лет переработка автолома будет стабильно составлять порядка 800 тысяч тонн в год.

Источник: VTORION

 
Студия дизайна Artnice
Сделано в «Артнайс»
© 2009 ООО «Титан Металл»
г. Владимир, ул. Электрозаводская, 1
Часы работы: пн-пт с 9:00 до 17:00
Карта проезда
Электронная почта: info@titanmetal.ru
Телефон/факс: 8 (4922) 49-41-94
Мобильный: +7 (920) 909-24-24