15.09.2014
Метизная отрасль в России идет на спад
В России уже несколько лет наблюдается тенденция — потребление метизов неуклонно уменьшается. Это было особо отмечено на Южно-уральской федеральной конференции «Проволока-крепеж».
Наряду со снижением общего потребления метизной продукции в стране происходит рост ее импорта, который в течение последних трех лет вырос на 63% (преимущественно за счет иностранных производителей проволоки и крепежных изделий). Негативное воздействие также оказывают другие объективные факторы глобального масштаба: в первую очередь, спад инвестиционной активности, снижение использования метизной продукции в машиностроении, автостроении, железнодорожном строении, а также общая стагнация производственного сектора экономики.
Одной из насущных проблем российского рынка стало развитие сектора калиброванной стали, большей частью идущей на нужды автопрома. В нем имеется существенный дисбаланс мощностей в сторону их переизбытка. Так мощности всех ведущих производителей в среднем загружены на 55%, а в сегменте некоторых сортов калиброванного проката этот показатель снижается до 30%. К примеру, загрузка производственных линий предприятия «Северсталь-метиз» в последние годы не превышала 59%. Сложившуюся рыночную ситуацию еще больше обостряет введение новых мощностей.
Авторынок России, который в 2009-2012 годах уверенно рос, показал падение на 5,5% в 2013 году. Единственное исключение — сегмент «Иномарки российского производства», выросший на 9%. Но практически все зарубежные автосборщики (более половины общего рынка РФ) собирают свою продукцию узловым способом с низким уровнем локализации.
В 2014 году ожидается дальнейшее снижение емкости отраслей, потребляющих метизную продукцию, как минимум на 10-15%. Для благоприятных прогнозов на ближайшее будущее оснований пока что нет. Автомобилестроительный рынок также находится в фазе спада, ведущие производители ориентируют свою деятельность на отверточную сборку узлов, получаемых от поставщиков 1 уровня.
Несмотря на новые требования правительства к уровню локализации сборщиков автомобилей, на российском рынке вряд ли появятся производства автомобильных компонентов, нуждающиеся в калиброванной стали. У трейдеров на складах скопились огромные запасы калиброванного металлопроката. На мировом рынке и в России все больше калиброванного металлопроката замещается горячекалиброванным, который стоит меньше при таких же технических характеристиках. Единственное, что остается делать производителям в данной ситуации — выдерживать свою долю рынка, используя текущие поставки в качестве основного ориентира.